воскресенье, 10 мая 2015 г.

Создание музыки в цифровой студии звукозаписи (на пк). Часть 1

Статья для новичков, которые хотят научиться писать музыку в цифровой звукозаписывающей студии на пк.

Для того, что бы писать музыку на компьютере нужно знать следующее:
1. Нотную грамоту ( что такое нота, пауза, такт, доля такта, ритм и после ;
2. И собственно  где писать музыку? В каких программах?
3. Что такое Секвенсор и как прописывать ноты в таких программах, как FL 10?
4. Что такое Сведение и Мастеринг композиции?
5. Что такое VST-плагины и для чего они нужны?
6. Что такое Аранжировка?
Ну а теперь все по порядку!

1. Не буду говорить, что нотную грамоту выучить легко, но весь этот тяжкий труд стоит того, чтобы потом писать шедевры из под собственного пера. Люди десятилетиями учатся в Консерватории... Главное - разобраться в системе: сольный ключ, басовый ключ, такт, доля такта, размер такта, нота и её длительность, пауза и её длительность, ритм, педаль сустейна и прочее...
Разобраться во всем этом вам  поможет книга-самоучитель Кинга Палмера
Я выучил ноты за три года. Учил я их по 8-10 часов в день, практикуясь на своём синтезаторе.  И как видите успешно!

2. Сейчас время цифровых технологии. И то, что музыку можно писать на домашнем компьютере давно уже никого не удивляет. Для компьютера на котором пишется музыка самый важный орган это хорошая звуковая карта! И конечно же быстрый процессор. У компьютерных музыкантов есть такое понятие, как "внутренний звук компьютера" и он должен быть идеально тихим, почти незаметным для звукозаписывающих программ...если при создании музыки слышен посторонний треск, то это значит, что внутренний звук зашкаливает... Есть отличный анализатор звука, который вам покажет источник треска в компьютере, называется Латенси . если устранить треск не удалось, то Меняйте звуковуху!
Для того чтобы писать музыку, на компьютер устанавливаются программы профессиональные аудио редакторы. Это могут быть Adobe Audition 1.5, Adobe Audition 5.5, FL 10, Cubase, Ableton Live... Все эти программы имеют мультитреки, где и происходит  многодорожечное микширование аудиотреков - партий музыкальных инструментов и вокала.

3. FL 10 это отличная программа для звукозаписи, которая содержит в себе как мультитрек для микширования, так и секвенсор множества виртуальных музыкальных инструментов для по-нотного сочинения музыки...
Секвенсор или секвенсер (от англ. sequence, последовательность) — аппаратное или программное устройство для записи в реальном времени и воспроизведения музыки, как совокупности нот и характеристик их исполнения, представляемых в различных формах, например CV-Gate или MIDI-сообщений. Принцип работы секвенсера заключается в том, что записываются MIDI-сообщения от устройств (например, от клавишного синтезатора, MIDI-клавиатуры, драм-машины) во внутреннюю программную память для последующего воспроизведения. Таким образом, секвенсор по своим функциям аналогичен магнитофону (и чаще всего оборудуется управлением магнитофонного типа), за исключением того, что он записывает не звуковые данные, а программные команды для различных MIDI-устройств.
 В секвенсоре программы есть деления - это доли такта, а жирная вертикальная линия - это такт. (См.рис.ниже)
Написание нот в FL10 визуально очень отличается от того, как вы привыкли видеть их на бумаге.  Здесь ноты прописываются в цифровом виде C1, D1, E1, где буква это название ноты C= До, D= Ре, E= Ми, F= Фа, G= Соль, A= Ля и H(B)= Си, а цифра после названия ноты - октава (пример выше обозначеных нот: До 1й октавы, Ре 1й октавы, Ми 1й октавы) и так далее... 
 И пишутся они так:

 а на нотном стане все выглядит иначе! вот так:


4. В таких профессиональных аудиоредакторах, как Adobe Audition, Cubase, Ableton, упамянутых выше, имеют мультитреки для процесса микширования треков который называется Сведением композиции.
Сведе́ние или микширование (англ. mixing, смешение) — стадия создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после звукозаписи этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании (иногда реставрации) исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами. Редактирование часто выделяется в самостоятельный этап работы.
Сведение в проектах электронной музыки — этап следующий после ее создания. Этап звукозаписи при работе над электронным проектом чаще всего отсутствует. Граница между созданием и сведением электронной музыки размыта, проект попадает на сведение уже частично сведенным, так как многие виртуальные синтезаторы уже имеют обработки.

Основной составной частью сведения музыки являются сэмплы и лупы.
Семпл (англ. sample [ˈsɑ:mpəl]) — относительно небольшой оцифрованный звуковой фрагмент. Семплы широко используются при написании современной музыки.
Для того чтобы из музыки получилась мелодия создаются и применяются лупы.
Луп (англ. loop петля, кольцо) — фрагмент звуковой или визуальной записи, замкнутый в кольцо (петлю) для его циклического воспроизведения.
Размещая их в таймлайне (Timeline) мультитрека на дорожках таким образом чтобы в целом они составляли одну целую композицию.

Вот так выглядит сведение композиции в Adobe Audition 1.5 из сэмплов и лупов
И в онлайне редакторе Audiotool так:

В результате сведения многоканальный проект выводится в монофоническую, стереофоническую или многоканальную фонограмму, которая, обычно, получает свой окончательный вид в процессе именуемом мастеринг.

В студии FL10 как и в других аудиоредакторах есть мультитрек, но я эту программу использую для создания сэмплов и лупов.


После окончания сведения композиции делается миксдаун (mixdown) - все дорожки трека смешиваются в одну композицию путем экспорта файла из программы, после чего всегда делается мастеринг в той же программе. некоторые делают мастеринг в процессе сведения, но считаю это не удобным способом!
Мастеринг звукозаписей — процесс подготовки и переноса записанной и сведенной фонограммы на какой-либо носитель для последующего размножения.
В современной звукорежиссуре, в связи с тем, что значительная часть аудио- и аудио-визуального контента циркулирует исключительно в цифровом формате посредством цифровых компьютерных сетей без создания эталонных носителей, складывается и иное понимание мастеринга — как особой формы звуковой обработки законченного аудио-материала. Характерным определением мастеринга в данном дискурсе можно считать предложенную Александром Бобровым (мастеринг-инженер 'Mastering Inn') формулировку:
«Мастеринг — это финальная частотная, динамическая и спектральная обработка итогового звукового материала (пост-продакшн), позволяющая силами высококвалифицированного специалиста-эксперта и специальной прецизионной техники для аудиообработки получить комфортное и гуманное звучание, соответствующее заданным потребителями музыки техническим параметрам». 

Мастеринг в программе Adobe Audition 5.5 выглядит так:
 

5. Порой в аудио программах стандартной сборки слишком мало эффектов и музыкальных инструментов для создания полноценной музыкальной композиции. Поэтому продвинутые музыканты, профессионалы своего дела, скачивают и устанавливают дополнения к своим аудиоредакторам. Эти дополнения называются VST-плагины.
Virtual Studio Technology (VST) — формат ресурсозависимых (native) плагинов реального времени, которые подключаются к звуковым редакторам и музыкальным редакторам, секвенсорам и т. д. Формат был разработан совместно Propellerhead и Steinberg, впоследствии Propellerhead отказался от дальнейших работ над VST и дальнейшая разработка осуществлялась исключительно Steinberg. В настоящее время в этом формате существуют сотни плагинов, он стал одним из самых распространённых для звуковых программ. Приложения VST отличаются от плагинов DirectX по нескольким параметрам; в частности, они существуют для Windows, Mac OS X и Linux. Кроме того, в отличие от ранних версий DirectX, плагины VST обладают развитым интерфейсом автоматизации.
По сути дела, когда говорят о VST-плагинах, чаще всего имеют в виду программные аудиоэффекты, подгружаемые в программы для работы со звуком, такие как Cakewalk Sonar, Adobe Audition, FL Studio, REAPER, Ableton Live, Cubase, Nuendo, Sound Forge, ACID Pro и прочие. Существует также разновидность VST — VSTi. Буква «i» в сокращении обозначает слово «instrument». Как следует из названия, VSTi-плагин представляет собой не эффект, а звукообразующий инструмент — программный синтезатор или семплер.
Для своих программ Adobe Audition я использую популярный пакет vst-плагинов Waves от Steinberg. Это очень расширяет возможности аудиоредактирования.

Вот так выглядят некоторые VST-плагины от Steinberg

6. И вот вы выпустили свой хит... который разошелся по всем радиостанциям и музыкальным телеканалам.. и кто-то захотел перепеть вашу песню (естественно с вашего разрешения - тогда это не будет плагиатом), но немного по своему... и тогда он делает Аранжировку.
Аранжиро́вка музыкальная (от фр. arranger — приводить в порядок, устраивать) — искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной. Отличается от оркестровки тем, что допускает применение различных способов развития первоначального материала — изменение гармонии, применение транспозиции и модуляций, добавление нового материала, вступления, заключения и т.д.
Одним из видов аранжировки является переложение музыкальной пьесы из одного рода исполнения в другой (например, скрипичную или оркестровую партию для голоса, рояля и наоборот). Другое название инструментовка.
Аранжировкой также называется облегчённая версия оригинального произведения для того же самого инструмента.
В джазовой музыке аранжировкой называются различные изменения, которые музыканты вносят непосредственно во время исполнения, импровизируя свою партию.

Вот и подошла к концу Первая Часть нашей статьи... на этом я с вами не прощаюсь! я надеюсь она вам поможет немного понять, как создавать свою музыку! Спасибо, что уделили внимание!
DJ Sem